Мы привыкли ожидать от скандинавских стран всего самого лучшего ― стабильно развивающаяся экономика, гендерное равенство и высокий уровень жизни. А что по поводу школьного образования?
Быть наравне со всеми
Здесь никто не преследует цели вырастить элиту, креативных и безумно умных людей. Скандинавские школы в первую очередь заботятся о том, чтобы каждый ученик мог чувствовать себя полноценным в рамках программы. Все занятия, теоретические и практические, преподносятся в доступной форме, таким образом, чтобы каждый мог разобраться в новом материале.
Преподаватели стараются сделать все, чтобы ученик понимал ― его ценят таким, какой он есть. Для этого даже применяется метод группового экзамена, при котором оценку за знания каждый получает в расчете от общего рейтинга. Ранее эта форма тестов была обязательной, сейчас школы могут использовать ее на свое усмотрение.
Важно стать самим собой, а не супер умным
В школах растят полноценную независимую личность, которую, помимо чтения и письма, знакомят со школьными правилами, учат законам толерантности и терпимости, приобщают к жизни в обществе и параллельно с этим постоянно помогают пополнять словарный запас.
Быть «ботаником» не получится
Здесь никто не похвалит за выученный параграф. Важно синтезировать личное мнение, критически относиться ко всем утверждениям и понимать, что из этого ложно, а что нет. Преподаватели ценят в ребятах креативность и инициативность.
Внимание к благополучию ученика
Несмотря на то что результаты выпускных тестов скандинавских школьников иногда ниже, чем у их коллег из других стран, система образования тут считается одной из самых лучших в мире. Это правдиво хотя бы потому, что после получения аттестата никто не отзывается плохо о школе, а отмечает эти годы важными и полезными для себя.
Министерство заботится о благополучии школьников. Тут никто не заставляет в старших классах спешить с выбором университета. При необходимости можно даже пойти в «постшколу», которая поможет разобраться в своих интересах и сделать упор на предметах, которые придется сдавать.
Равные шансы у всех
По статистике, в скандинавских странах только 11 % выпускников мечтают о высокооплачиваемой работе. Высокие налоги обязывают к выбору более скромного ремесла, иначе зарабатывать будет просто невыгодно. В школах постоянно проводят профориентационные собрания, которые учат искать дело жизни, которое будет действительно по душе. Практически половина всех выпускников, по данным опроса, не ограничена в выборе места работы и довольна имеющимися предложениями.
Однако такая массовая система обучения, ориентированная на большинство, имеет и недостатки. Эксперты отмечают ― в погоне за уравниванием всех учеников, можно потерять действительно редкие таланты.