Финские школы, согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) заняли одно из лидирующих мест в рейтинге общемирового образования. Школьники этой скандинавской страны показали самый высокий уровень знания: они также были названы самыми читающими детьми планеты, заняли второе место по естественным наукам и пятое — по математике. Однако интерес журналистов к финским школам обусловлен несколько другими обстоятельствами, ведь при таких высоких результатах школьники проводят в стенах школы рекордно малое количество времени.
Среднее общеобразовательное обязательное обучение в Финляндии включает школу двух ступеней:
— нижняя (alakoulu), с 1 по 6 класс;
— верхняя (yläkoulu), с 7 по 9 класс.
10-й класс считается дополнительным. Школьники на этом этапе могут улучшить свои оценки и определиться с профессией. После окончания школы, подросткам предоставляется выбор из двух вариантов: пойти в профессиональный колледж или продолжают учебу в лицее (lukio).
7 принципов «средней» ступени финского образования
Принцип 1. Равенство
1. Школ. В Финляндии нет понятия элитной или «слабой» школы. Правительство практикует пропорциональное финансирование, предоставляет всем одинаковое оборудование, а школьникам одинаковые возможности при поступлении. В стране почти все школы государственные, порядка 10 — частично-государственные. Их разница, как правило, заключается в повышенных требованиях к ученикам и, конечно, в символичной оплате со стороны родителей. Такие школы в основном представляют собой своеобразные «педагогические» лаборатории.
2. Всех предметов. Иными словами в местных школах не приветствуется углубленное изучение одних предметов в ущерб других. Например, искусство здесь считается таким же важным и нужным предметом, как математика. В некотором смысле в финских школах действует обратный механизм, то есть есть классы с детьми, имеющими склонность к рисованию, музыке, спорту. К ним требования в области математики и других предметов не такое строгое.
3. Родителей. В Финляндии учителя не знают о профессии родителей своих учеников. Во всяком случае, такие вопросы не поднимаются без необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, в школах и других учебных заведениях запрещены.
4. Учеников. В школах нет любимчиков. Если за учителем заметят «отклонение от гармонии», то с ним немедленно расторгнут контракт. Учитель в понимании финского Министерства образования — наставник и преподаватель конкретной науки, не более.
5. Равенство прав. В школах Финляндии с первого класса объясняют детям их права, в том числе и право школьника пожаловаться на взрослого. Учителя не имеют права оскорблять ученика или применять к нему физическую силу. Интересно, что все учителя в Финляндии заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным продлением. Нарушить этот пункт для многих считается концом карьеры, а между прочим в Финляндии учителя получают довольно завидную зарплату (от 2 500 евро — помощник, до 5 000 — учитель-предметник).
Принцип 2. Финансы
В стране, кроме самого образования, бесплатными являются: обеды; экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность; транспорт, который развозит детей по домам; учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы и даже ноутбуки-планшетники. А собирать с родителей какие-либо средства считается незаконным.
Принцип 3. Индивидуальность
Для каждого школьника составляется индивидуальный план обучения и развития. Этот план касается всего обучающего процесса, однако самым интересным является существование двух уникальных разновидностей образовательного процесса: это поддерживание обучение «слабых» учеников (у нас этим занимаются частные репетиторы) и коррекционное обучение с теми учениками, которые испытывают трудности с пониманием языка, математическими навыками, а также с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение проводят в малых группах или индивидуально.
Принцип 4. Практичность
Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое». Все финские школы отказались от почти всех экзаменов, а тесты и промежуточные контрольные оставлены на усмотрение учителя. Исключение составляет лишь один экзамен, который скорее представляет собой тест по окончании средней образовательной школы, причем результаты его не имеют особого значения, учителя за него ни перед кем не отчитываются, а школьников к нему специально не готовят: почти любой результат считается положительным.
Принцип 5. Доверие
Методы, посредством которых учитель обучает своих учеников, не контролируются. В стране действует единая программа образования, однако представляет она собой лишь рекомендации, а методы преподавания остаются на выбор школьного работника. Что касается учеников, то они тоже имеют некоторую свободу. Например, если во время урока включен учебный фильм, но ученик предпочитает читать книгу, ему никто не сделает замечание. Считается, что подросток сам вправе выбрать выбрать, что для него полезнее.
Принцип 6. Добровольность
В финских школах учится тот, кто хочет. От педагога требуется лишь попытаться привлечь внимание к предмету, но если у ребенка начисто отсутствует интерес к учебе, то его скорее всего сориентируют на практически полезную в будущем и «несложную» профессию, и не станут бомбить «двойками».
Принцип 7. Самостоятельность
Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному — самостоятельной будущей успешной жизни. Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. В школах приветствуется умение пользоваться справочниками, добывать дополнительный материал, словом, использовать всевозможные источники знаний. Помимо прочего, педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся. Главная причина — это научить школьников самим решать возникающие проблему.