Тонкие моменты в детских драках


Посещение детского сада,  безусловно, полезно для социальной адаптации ребят младшего  возраста. Они приучаются жить в коллективе, приобретают  нужные навыки общения и коммуникации.  Как и в любом коллективе, среди детей возможно возникновение конфликтов. Их урегулированием чаще всего приходится заниматься взрослым. Как реагировать родителям, если он перерос в детскую драку? Ответ на этот вопрос неоднозначен и зависит от множества обстоятельств. Рассмотрим реально произошедший случай.

После переезда семьи в новый район родителям пришлось устроить ребенка в другой детский сад, находящийся поблизости от места жительства. Знакомство с воспитательницами и детьми в группе оставило положительное впечатление, ничего не предвещало возникновения каких-либо проблем. Но тем не менее они возникли и довольно скоро. Пришлось познакомиться с особенностями развития конфликтов в детском коллективе. По этому поводу между супругами возникли разногласия, они придерживались прямо противоположных точек зрения на способы разрешения возникшей ситуации.

Забирая из детского садика своего сына четырех с половиной лет, отец заметил его несколько необычное состояние. В результате длительных расспросов выяснилось, что другой мальчик ударил его игрушечной машинкой по голове. Поинтересовавшись у сына, получил ли обидчик сдачи, отец получил ответ, что ребенку не нравится драться и никакого ответа с его стороны не последовало. Забияка не получил отпора, его действия остались безнаказанными. Несколько шокированный мужчина рассказал о возникшей ситуации своей жене и с удивлением узнал о том, что она считает, что если ребенок не хочет драться, то и не надо, по всей вероятности удар был несильным, и, вообще, дети сами между собой разберутся.

Вскоре конфликтная ситуация возникла снова, тот же самый мальчик ударил ребенка по голове во время игры. Поговорив с воспитательницей, отец узнал, что этот мальчик обижает многих детей в группе, за ним осуществляется постоянный контроль, но не всегда получается уследить за проказником, так как детей в группе много, а воспитательниц всего две.  В беседе с сыном отец настоятельно рекомендовал ему в случае повторения агрессивных действий ударить обидчика в ответ, мальчик долго твердил, что не любит драться, но  в конце концов согласился с вариантом развития событий, предложенных папой.

Вечером следующего дня отец обнаружил на лбу своего ребенка довольно приличных размеров шишку. Выяснилось, что на этот раз хулиганистый мальчишка нанес удар твердым кубиком в игровой комнате.  Ответом на вопрос, получил ли обидчик сдачи, были те же самые слова: «Мне не нравится драться!», сын просто проигнорировал состоявшуюся накануне беседу. Мужчина понял, что ситуацию надо коренным образом изменить, необходимо выработать план решительных действий.

Поразмыслив, он пришел к выводу, что словесных убеждений будет недостаточно, так как ребенок еще слишком маленький. Было принято решение смоделировать ответную реакцию на агрессию через игровую ситуацию. Играя с ребенком в машинку, отец отнимал ее, стукал затем сына игрушкой по голове и в развитии игровой ситуации предлагал нанести ответный удар.  Получив его, он с комичным видом падал на пол и перекатывался в смешных позах, вызывая искреннее веселье ребенка. Понимая, что жена будет протестовать против применения подобных педагогических приемов, все эти действия производились тогда, когда ее не было дома.

Следующим этапом было закрепление полученных навыков самообороны в виде отработки ударов открытой ладонью и кулаком. Отец особенно старался развеселить мальчика, получив достаточно увесистую оплеуху, в этом случае он старался, чтобы его падения на пол и ужимки выглядели очень смешно, кроме этого, он поощрял ребенка похвалами его действиям и угощал мальчика любимым сортом печенья. На подобные тренировки было потрачено несколько праздничных дней, на это время жена поехала навестить родителей.

Результат не заставил себя ждать. В начале рабочей недели до обеденного перерыва позвонила супруга и прерывающимся от слез голосом заявила, что их ребенок дерется! Оказалось, что во время игрового часа штатный шалун отнял у их сына игрушку, в ответ мальчишка отобрал игрушку назад и стукнул ею обидчика по голове. Завязалась драка, во время которой их сын отвесил такую оплеуху, что его оппонент с ревом убежал и потребовал у воспитательницы, чтобы она немедленно отправила его домой. Мать ребенка позвонила жене и устроила той грандиозный скандал, обвинив ее в избиении своего малыша.

Супруга, соответственно, устроила скандал своему мужу, заявив, что он поощряет развитие агрессивных наклонностей у их сына, научив его драться. Со слезами в голосе она вопрошала, что будет, если мальчик начнет бить всех детей подряд в группе детского сада. Убедить ее в том, что ребенок от природы настолько неконфликтен, что навыки самообороны ему просто необходимы, не удалось, женщина обиделась и перестала разговаривать.

Мужчина считает, что поступил совершенно правильно, ведь он начал моделировать ответную реакцию через игровую ситуацию после того, как к его ребенку были применены агрессивные методы физического воздействия. Зная своего сына, он уверен в том, что тот никогда не начнет конфликта первым и не начнет драку без веской причины. Как вы думаете, чья точка зрения более правильная ― мужчины или его жены?