Вот почему алмазы такие дорогие. Оказывается, нас попросту дурят!


Спроси у любого человека, какие камни самые дорогие в мире, и тот не задумываясь ответит, что бриллианты. Но мало кто знает, почему алмазы стоят так дорого.

На первый взгляд, ответ прост: алмазы обладают уникальными свойствами, они очень твердые, а к тому же очень редкие. Всё это так, вот только изумруды, рубины и сапфиры встречаются еще реже, а люди считают их камнями второго сорта. Почему же так произошло?

Баснословная цена бриллиантов — это грандиозная афера! В 1866 году в Южной Африке были обнаружены гигантские запасы этих драгоценностей. Каждый день в районе Кимберли днями и ночами трудились до 30 тысяч старателей. С 1871 по 1914 годы они разработали примерно 2 722 тонны алмазов!

Рынок был наводнен алмазами, из-за чего их стоимость начала стремительно падать. Неизвестно, как долго бы обесценивались эти камни, если бы за дело не взялся Сесиль Родс, основатель монополии на рынке алмазов, компании De Beers.

Сесиль Родс приехал в Южную Африку в 1870 году и тоже испытал на себе алмазную лихорадку. В поиске драгоценностей он не добился никаких значимых успехов, зато основал компанию, которая обслуживала других старателей.

Мистер Родс начал продавать шахтерам инструменты и продукты, а также организовывал откачку воды из штолен, купив первую в регионе паровую помпу. Плату за свои услуги он брал алмазами, а также паями и долями в прибыли.

Это дело было настолько выгодным, что уже к 1883 году Сесиль Родс взял под контроль всё месторождение Кимберли. А еще спустя 5 лет он контролировал 90 % всемирной добычи алмазов!

Став монополистом, компания De Beers остановила падение цен, установив на алмазы собственную таксу. Впрочем, поначалу стоимость была адекватной. Только через полвека цена бриллиантов вновь стала расти как на дрожжах.

Как ни странно, росту цен поспособствовали трудности. К середине XX века фирму-монополиста ждали тревожные новости: продажи бриллиантов начала падать. Людям были больше по душе разноцветные изумруды, рубины и сапфиры. В ответ De Beers развернула небывалую рекламную кампанию, девизом которой стал слоган: «Бриллианты навсегда».

Бриллианты начали позиционироваться исключительно как символ любви, чувств, роскоши и достатка, а их цена взлетела до небес. В рекламном агентстве поначалу признавали, что добиться успеха будет очень непросто, ведь люди из De Beers практически вынуждали покупать абсурдно дорогой камень для того, чтобы выйти замуж!

Однако фирма не жалела никаких средств на рекламу. Из года в год покупателей убеждали в уникальности камней, которая должна была оправдывать завышенную стоимость. Кстати, принцип формирования цены на бриллиант была сформирована так: «Желанный камень не должен стоить меньше, зарплаты за три месяца». Эта формула работает до сих пор, и средняя цена на хороший бриллиант сейчас около 7 000 долларов.

В свое время лицом алмазной пропаганды были Мэрилин Монро и Шон Коннери, который после некоторого перерыва вновь согласился исполнить роль Джеймса Бонда в фильме… «Бриллианты навсегда»! Да-да, седьмой фильм о британском суперагенте был щедро проспонсирован De Beers.

В итоге массовой промывки мозгов несколько поколений впитало молоком матери, что бриллианты — самые дорогие камни в мире. Да без рекламы они не стали бы дешевкой и оставались бы ценными, но львиную долю их стоимости составляет статус.

Что ж, каждый товар стоит ровно столько, сколько за него согласны платить. Если богачи согласны тратить сотни миллионов долларов на картины Поллока, которые представляют собой кучу разноцветных клякс, то почему драгоценные камни должны стоить дешево?

Источник