Почему у черта есть рога и копыта?


Рогатый, крылатый, с копытами — достаточно этих эпитетов, чтобы каждый понял, что речь о черте. Но почему лукавый выглядит именно так, и откуда он позаимствовал свои атрибуты? Рога, крылья, пятак, шерсть и хвост — смешение черт разных животных подчеркивало фантасмагоричность. И противопоставляло его “низменную” животную природу разумной человеческой и возвышенной божественной.

2

Рога
В дохристианских религиях рога означали плодовитость и связь с природой. Они были атрибутом бога Пана и сатиров. Это отголоски доисторического поклонения животным. Например, корове — рудименты этого сохранились в сказке про Крошечку-Хаврошечку или древнеегипетском культе богини Хатор.

Любопытно, что рогами обладали Молох и Ваал в образе быка — боги язычников, которые исторически были в опозиции к иудеям. Видимо, отголоски неприязни к ним унаследовало и христианство, наделив демонов рогами. И все же Пан — самый вероятный прообраз черта. Там более, что у него тоже есть заостренные уши и бородка. Впрочем, всего двух рогов Иоанну Богослову показалось мало — у Зверя Апокалипсиса их аж 10!

Если вы когда-нибудь будете в Киево-Печерской Лавре, Вчеразавр советует присмотреться к фонарям на ее территории. Вы можете не верить, но они декорированы изображением рогатого героя статьи.

3

Крылья
Со времен средневековья дьявола изображают с перепончатыми крыльями. Хрупкие и безобидные создания — летучие мыши получили зловещую славу из-за своей ночной жизни. Пристрастие к тьме в народном представлении роднило их с демонами. Поэтому их спины украшают их кожаные крылья — в противовес белым и пушистым крыльям ангелочков.

В “Божественной комедии” Данте описывает Сатану как гигантского демона с шестью крыльями летучей мыши и тремя лицами — красным, бело-желтым и «как у пришедших с водопадов Нила». Позже, в “Потерянном рае” Мильтон переосмыслил образ падшего ангела и наделил его мрачным очарованием. Но на образ это не повлияло. На гравюре 1688 года, иллюстрирующей поэму, Сатана по-прежнему крылат и рогат.

4

Копыта
У демона есть далеко не всегда. Зачастую на старинных иллюстрациях их заменяют когтистые лапы. Копыта — видимо, тоже наследие фавнов и бога Пана. То, что раньше символизировало плодородие, тем должно было устрашать своей нелепостью. Первые христиане застали те времена, когда Пан еще был популярен. И ему если и не поклонялись всерьез, то по крайней мере всюду изображали. 5

Вилы
Первая мысль, которая возникает — так дьяволу сподручней проверять, насколько поджарились грешники на адской сковородочке. Но не все так просто. Давайте вспомним еще одного бога древности — Посейдона или Нептуна, который изображался с трезубцем. Сложно сказать, чем провинился владыка морей перед христианством. Но тем не менее, иллюстраторы многие столетия изображают чертей с его главным атрибутом. 6

Красная кожа
По закону подобия то, что обитает в пламени просто обязано быть красным. Так и дьявол. Зверь из откровения, о котором говорилось выше, тоже был красного цвета.

Любопытно, откуда пошло понятие Геенна Огненная. Это было реальное место рядом со старым городом Иерусалимом. Там огонь в прямом смысле слова почти никогда не угасал — там сжигали отбросы и мертвых животных. Однако, ученые считают, что у этого символа более древние корни. В языческие времена в долине Еннома проводились ритуалы проведением детей через огонь. А в еще более ранние времена тут, по видимому, сжигались люди в качестве жертвоприношения богу солнца. Этот образ эволюционировал и превратился в образ места вечных мучений грешников, которые поджариваются в огне. А отблески пламени окрашивают в алый цвет кожу Сатаны.

7

Шерсть
Неудивительно, что в дополнение к рогам и копытам лукавый получил еще и шерсть. Он описывается обычно неопрятным, грязным и всклокоченным. Но не таков литовский черт. В литовской мифологии вяльнас наоборот выглядит франтом. Как пишет Википедия “В основном описан как «пан», то есть человек выглядящий как господин или помещик, но иногда имеет облик Пана из греческой мифологии — торчащие из под шляпы рожки, копыта”. 8

Выводы
Недаром говорят, что боги старой религии становятся демонами новой. Изгнанные в низшую мифологию в образах русалок и чертей они, тем не менее, продолжают жить в народных поверьях. И живут до сих пор повсюду — от религии до газетных карикатур. 9

Источник