Шoкиpующиe откровения учителя о том, что происходит в современной школе на самом деле


Первым впечатлением, которое создалось, когда вошел в родную школу, оказалось не самым приятным: детей стало явно не так много. Чуть позже, уже на собрании, узнал, что обучение в стенах учебного заведения проходит примерно 700 школьников. Для сравнения ― в 90-е, когда я сам учился, школьников обучалось более 1 200 человек. И это учитывая тот факт, что примерно 50 % из них в этот ПГТ привозит каждый день автобус из 8  окрестных деревень, окружающих поселок. Учебные заведения, находившиеся в мелких соседних селениях, позакрывали, ведь обеспечивать их всем необходимым стало невыгодно. Оказалось проще и дешевле ежедневно на 2-3 автобусах возить учеников на учебу.

Очередное, что бросается в глаза, ― физическое здоровье учеников. Большинство из них ― болеющие и слабые дети. По возможности ищу и отыскиваю множество фактов, которые могут подтвердить мое ощущение. В нашем учебном заведении имеется один кадетский класс, в котором учатся только мальчики, у ребят преимущество физической подготовки в неделю. А если обратить внимание на их личные дела, так чуть меньше половины из них в специальной или подготовительной группе, имеется два инвалида, и треть мальчишек, которые просто приходят на занятия физкультуры, так как освобождены от нее по состоянию здоровья. В том же самом классе уже в 9 классе часть ребят имеют алкоголизм в первой стадии, так как не первый год пьют больше пары раз еженедельно.

Мне распределили один класс, в котором я стал руководителем. Из 25, имеющихся по списку ребят, лишь пара здоровы, а почти третья часть из детей имеют плохое зрение. Более чем половина детей имеют хронические болезни различной тяжести.

Кроме того, школа укомплектована более чем 20 детьми, которые имеют легкую олигофрению, около 30 имеют задержку психического развития. Это официально, а неофициально еще столько же. Кто-то имеет психические проблемы, а кто-то даже полноценный диагноз, просто не установленный. Таких деток по несколько человек получил каждый класс. Как позже выяснилось ― все такие ребята получились у алкоголиков-родителей.

В школе на первом этаже и кое-где на втором постоянно пахнет табаком ― дети в санитарной комнате курят. А пассивно вместе с ними почти вся школа курит. Ловить их особого смысла нет даже самому директору ― ребенку ничего не будет, кроме профилактической беседы. Максимум мер ― вызовут отца или мать, однако это еще не означает, что те явятся. И уж тем более, что выполнят хоть одно из своих обещаний.

Самые «одаренные» среди школьников начинают курить уже во 2-3 классе, и с каждым годом этот процент только растет. Особенно пугает тот факт, что барышни от парней не отстают. Девушкам уже и дома начинают наливать игристые и не очень вина с 4-6 класса по праздникам вроде Нового года или Дня рождения. А распущенные нравы и мат давно стали чем-то обыденным и неудивительным.

Отсутствие ответственности и страха перед наказанием ― вот что больше всего уничтожает современную молодежь. Ведь теперь школьник вполне способен говорить что угодно, отправить преподавателя на несколько букв, а после этого с улыбкой сообщить, что учителю все померещилось. При этом его товарищи школьники засвидетельствуют его слова. А есть и те, кто пытается собственными отцами-уголовниками запугать учителей.

При этом большинство преподавателей уже давно смирились с этой ситуацией ― у них не имеется никакого побуждения, чтобы биться за иное положение. Оплата труда у них небольшая, а требований к ним ― огромное количество. При этом общество говорит ― вина во всех бедах лежит на учителе. Ставить пару в году или четверти, даже если она честно заслужена, нельзя, ведь это испортит отчетность.

Но это не значит, что преподаватели не желают что-либо предпринимать ― часто организуются эстафеты и олимпиады, преподаватели постоянно проводят классные часы на тему вреда алкоголя и курения. Каждый учитель множество раз рассказывает о том, как вредно постоянно использовать мобильный телефон и зависать в играх. Но все эти действия при пассивных родителях ― совсем немного. Ребят сейчас воспитывает сеть интернет и телевизор. Каждый опрос учеников говорит о том, что кумирами у школьников являются западные персонажи. Нет у них кумиров среди русских героев, но радует тот факт, что персонажи это положительные, они борются и страдают за правду и справедливость, сражаются со злом. Значит, они все еще стремятся к правильности, все еще русские.

Положение с девушками гораздо плачевнее, ведь влияние Западной культуры на них гораздо серьезнее. Их кумирами становятся герои Западных сериалов и поп-музыки, идеальная мировая мужская внешность ― Брэд Питт, Тимберлейк и прочие. Девушек не интересует духовная красота, только наносной блеск. Конечно, и среди этой массы существуют читающие девушки с правильным восприятием мира, но им приходится захлебываться в этом плотном потоке типичных потребительских жизней будущего.

Дети сейчас увлекаются исключительно знаменитой музыкой, которую немного разбавляет рэп и уголовная романтика в виде шансона. Они ходят на дискотеки уже с 5-го класса. Напоминает слова Гитлера о том, что сельским обитателям нужна только оживленная музыка, как прекрасная мотивация в тяжелом физическом труде. Он предлагал давать в неограниченном количестве табак, алкоголь и музыку, за что люди должны были быть ему благодарны.

Только не стоит считать, что у нас плохая школа ― она одна из самых сильных в области. У нас каждый год есть медалисты, мы получаем первые и вторые места на многих соревнованиях и конкурсах, а учителя очень сильные, каждый год становятся победителями в профильных конкурсах. В городах ситуация хуже ― она усугубляется наличием «золотой молодежи», а в сёлах пока что нельзя это сходу заметить.

Почти отменили в школах общественно-полезные работы, чтобы никто не «эксплуатировал» детей, но обернулось все это наплевательским отношением от школьников. Теперь дети запросто плюют на пол, рисуют на стенах и партах, не боясь, что их заставят все это отмывать.

Преподаватели в средних учебных заведениях

На советском запасе прочности школа продержалась на протяжении последних 20 лет. Тут работали учителя, которые уже давно на пенсии, но еще в состоянии работать, люди советского воспитания. Именно эти люди могут дать долговечные, основные и настоящие знания, но с наступающим следующим учебным годом количество таких учителей резко уменьшается. Из молодежи обычно мало кто надолго задерживается ― больше чем на полгода при мне за 4 года работы никого. Постоянно менялись специалисты. Каждый год приходят молодые учителя. В нашу школу до 5 человек, но никто не выдерживает дольше, чем один год. Они уходят и работают кем угодно, только не учителем ― идут в продавцы, служат в МВД, работают менеджерами, операторами и охранниками. Обычно работают приспосабливающиеся ― те, которым плевать на то, что дети деградируют, а директор устанавливает свою диктатуру. Они равнодушны.

Преподаватели с трудом выбираются из бумажной волокиты различного рода ― им нужно писать отчеты, диагностические планирования и анализы. При этом ввели множество электронных инструментов для облегчения работы. И ее стало внезапно вдвое больше ― последние годы приходится не только бумаги все заполнять и все дела вести на бумаге, но и в электронном виде.

Показательной и никому не нужной работой занимается каждая школа, ей приходится, т. к. в моде национальные и региональные работы, потому бумажной работы только добавляется. Нужно теперь показывать, какие мы продвинутые, образованные и инновационные во всех видах технологий, мы можем проводить всевозможные исследовательские и научные изыскания.

А что в итоге ― опять не до детей. Ведь учителю за «писаниной» совсем не видно проблем школьника, он не может, даже если хочет, ему помочь. На бумаге то все отлично ― и автобусы новые появились, и учительская существует теперь на сайте, но дети почему-то всё больше болеют и глупеют.

Не так давно ― в середине 90-х и начале 2000-х ― все люди смеялись над зарисовками Задорнова, над системой образования в США, их тупых гражданах и учениках. Теперь же ясно видно, как наши быстрыми темпами их нагоняют. Ведь даже то, что они выучили ― не желают помнить. А к чему, ведь неглупые и классные преподаватели имеют зарплату ниже, чем те же недоученные таджики на стройке. Зачем учиться?

Еще есть глобальная проблема образования детей ― практически полное отсутствие учителей мужского пола. В нашей школе их целых 6 среди более чем 60 человек педсостава, что очень много по последним данным. В большинстве школ их не больше одного или вовсе нет. Причем это совсем не редкий случай. Парней растят и учат практически одни женщины: дома папа, если он есть и не пьет, то все время на работе; в детском саду мужчина ― крайне редкая ситуация, а в школе тоже не всегда есть хотя бы один. А между тем постоянно все спрашивают ― где же настоящие мужчины в нашей стране?

Откуда же они возьмутся-то? Только если самовоспитаются, но такие алмазы очень редко встречаются. Организация образования и совместного обучения в одном классе лиц обоего пола для парней очень негативна, ведь они становятся осмысленными и оформившимися на 2-5 лет позже девочек как в физическом плане, так и психологически. Если в 7-8 классе отдельных барышень можно смело выдавать замуж, то в том же возрасте мальчишки еще в догонялки не наигрались.

Это очередное потрясение для парней, ведь ребята ощущают собственную ненормальность, ущербность и неправильность, если их девчонки бьют. Поэтому чтобы выглядеть взрослее, они принимаются материться, берутся за сигареты и алкоголь ― ведь они уже большие и серьезные. Мальчики пьют для храбрости и грубят, губя в себе остатки детства.

ЕГЭ же и вовсе можно считать настоящей диверсией против той, советской школы, которая была, и ее остатков. Ведь писать тест по русскому языку и гуманитарным дисциплинам как минимум ― глупо. Не раз сталкивался с тестовыми вопросами, на который в устном экзамене без труда можно было бы дать два разных одинаково правильных ответа и оба доказать. Обществознание и история требуют, чтобы кроме ответа ребенок имел собственное мнение и умел его доказать, но ЕГЭ уничтожил такую возможность. ЕГЭ ведет в большой коррупции, хотя обещали, что он с ней расправится. Пример ― в выпускном классе у школьника было каждую четверть одни 3 и 2 по русскому, но ЕГЭ написал на отлично и получил его же в аттестат.

Интересен факт того, кем являются его родители, а его отец ― местная знаменитость, имеет большой достаток. Тогда получается, что новая система делит учеников на знатных и обычных. Все же знают, что преподаватели позволят списать, а иногда даже сами вместо них решат задания, если нужно (например, решают сфотографированные задания). Ведь школьникам нельзя опозориться ― это будет пятно на репутации всего учебного заведения и провал преподавателя.

При определенной договоренности родственников и учителя даже умные младшие школьники могут сходить решить тесты ЕГЭ за выпускников. И, напоследок ― ЕГЭ действительно убивает настоящую учебу, потому что учитель весь год просто «натаскивает» учеников на решение итоговых тестов. Ему тоже нельзя портить собственные показатели, а страдают из-за этого получаемые знания.

Как все исправить

  1. Образование давно должно было стать по-настоящему бесплатным. Не должно существовать «элитных» школ, ведь все равны от рождения. Особенные школы только портят само образование, искажая и деформируя детские умы, деля школьников на избранных и обычных. Не размер денежных трат, а уровень способностей и желания должны становиться верхней планкой уровня человека. Хороший пример подобного перекоса ― США и Англия, в которых основная масса больше деградирует, чем получает образование. «Элитные» школы выпускают только управленцев и юристов, а физиков, химиков и инженеров выкупают из Индии, России и Китая.
  2. Вернуть методологическую педагогику вместо существующей кодирующей (которая со средних веков действует). Другими словами, нужно не загрузить детей разнообразной информацией, а показать им, как можно самим находить информацию, когда она необходима. С помощью такой разгрузки можно будет уменьшить количество лет полного школьного курса до 8-9 лет образования, а высших заведений до 3-4 лет.
  3. Вернуть в средней школе разделенное обучение девочек и мальчишек, так как мальчики должны стать мужчинами, а из девочек нужно готовить женщин. Психология, которая заложена природой у обоих полов, совершенно разная, и обучение у них должно быть по разным программам. Однако стоит не создавать разные школы для одного пола и для другого, а просто формировать классы по половому признаку. Также можно будет ввести в школах занятия, где смогут заниматься и общаться не только мальчики с девочками, но и разных возрастных категорий. Это поможет им иметь схожее миропонимание и картинку мировоззрения. К таким предметам можно отнести музыку, пение, рисование, танцы.
  4. Отменить ЕГЭ и вернуться к обычной системе письменных и устных экзаменов.
  5. Создать и ввести общую программу для всех школ здоровый образ жизни. Это должен быть большой комплекс: от азов закаливания и ее системы и заканчивая рукопашным боем. Восстановить или построить в каждом учебном заведении спортивные сооружения и бассейны. Плавание способствует улучшению общего состояния, облегчает состояние и снимает имеющиеся дефекты здоровья. А также установить катки, хотя бы открытые для зимы. Стоит обратить внимание на Древнюю Грецию, там, кроме школ, имелись «гимнасии» для занятий физкультурой.
  6. Должна быть возрождена система бесплатных кружков и секций спорта на базе домов творчества. Это возможно в школах, а также в юношеских и подростковых организациях.
  7. Профессионально-техническое обучение и его систему стоит усовершенствовать или восстанавливать, его нужно сделать настолько гибким, чтобы при необходимости можно было быстро приспособиться к обучению новым профессиям, технологиям и технике. В будущем равно потребуется и техперсонал на разных звездолетах, и строители поселков на Луне.
  8. Престиж профессии преподавателя, воспитателя и мастера нужно резко повышать. У работников этой профессии должна быть достойная оплата труда. В селе, если нет развитой инфраструктуры, ― личный автомобиль, жилье, которое достанется учителю бесплатно после 15-20 лет работы, и съемное жилье для молодых специалистов без большого опыта. Однако перед этим обязательно нужно произвести «зачистку» неподходящих кадров ― уволить пьяниц, уголовников и низкоквалифицированных работников.
  9. Добиться минимум 50 % состава мужчин в школах и вузах, создать условия для работы и льготы. Особенно хорошо, если в школах появятся военные пенсионеры или офицеры запаса. С помощью таких кадров можно будет решить массу проблем как с дисциплиной и распущенностью, так и с воспитанием мальчиков.
  10. На начальных этапах нужно вернуться к программам обучения и стандартам, которые существовали в 30-40-х годах прошлого столетия, можно даже переиздать те учебники. И скорректировать их с добавлением лучших работ последних годов.

Поддержка талантов среди молодежи со всех сторон, как и лучших учеников ― стоит озаботиться бесплатными путевками в школьные и приморские лагеря, выдачей денежных премий и пособий, ценных призов и направлений после учебы на достойную работу. Главное, чтобы дети увидели и запомнили ― главное не то, сколько зарабатывают родители, собственные упрямство и наглость, а имеющийся потенциал, талант и ум.